Непростой мир Ирины Лежава. Рецензия Лидии Рыбаковой  
Вернуться
Комментарии

Лидия Рыбакова, поэт, прозаик,

член МГО СП России, Союза журналистов России,

Международного общества им. А.П. Чехова.

 

Случается, что книга приходит в твою жизнь, словно специально дождавшись момента, когда она тебе особенно необходима. Как ответ на тайные, не озвученные мысли и накопившиеся, но никому не заданные вопросы. У меня это случилось с книгой рассказов «Так сказал Заратустра». Автор – прозаик, поэт и критик Ирина Лежава.

 

Настоящая философская проза. Прекрасный, чистый и образный, русский язык. Живые, яркие герои. Необычные, фантастические – и вместе с тем убедительные, совершенно узнаваемые истории. То, что каждый день происходит вокруг нас, прямо за окном и на ближайших улицах. То, что случается с нашими знакомыми и с нами самими. Но в то же время…

 

Мир в рассказах Ирины далеко не прост. За житейскими будничными происшествиями, с их узнаваемым бытом, нежданными радостями и большими, но вполне обыкновенными, трагедиями, с неустроенностью, глупостью и неразберихой, с добротой, любовью и мудростью, предательством и надеждами вдруг открываются бездны другой, потаённой реальности. Как правило, надёжно скрытой от невнимательного взгляда.

 

Наши предки верили, что в мире есть различные уровни. Мир идеальный, истинный, высший, содержащий в себе все законы – «правь». Мир материальный, обычный, видимый и осязаемый, сотворённый правью – «явь». И мир, низший, мёртвый, бестелесный – «навь». Все эти миры воздействуют друг на друга, соединяясь единой осью – мировым древом.

 

Конечно, это миф, легенда. Но что есть миф, как не совокупная мудрость поколений, в сказочной форме отражающая миропонимание человека. В том виде, в котором разум в состоянии охватить и выразить связь между собой и мирозданием. И не надо противопоставлять мифологический и научный подход: наука накапливает и объясняет факты, создавая стройную систему знаний. Но знать и связывать знания с архетипами нашего сознания, это далеко не одно и то же. Да и разве мы знаем все факты и все объяснения (и узнаем ли когда-нибудь? Если да, то это печально: это будет означать решительно проведённую границу самой возможности познания мира человеком). Поэтому отрицать, что в идее многослойности мира «что-то есть» – не  приходится.

 

Наверное, у каждого найдутся воспоминания, которые иначе и не объяснить. Только в наш рациональный век не слишком-то принято распространяться о подобном: не дай-то Бог, объявят фантазёром и лжецом, и это ещё в лучшем случае. Вот только помалкивать о чём-то, «закрыть тему» для обсуждений с самим собой и другими – это, к сожалению, вовсе не то же самое, что избавиться от неё на самом деле.

 

В привычном, явном, понятном мире, в котором живут и действуют герои Ирины, постепенно и ненавязчиво начинают проступать черты иной, мистической реальности – так, как бывает при медленном изменении фокуса кинокамеры. И то, что поначалу казалось случайным стечением обстоятельств, оказывается неизбежным и обязательным. Словно обнажаются до времени скрытые пружины, движущие вселенские механизмы.

 

И нерешительная Мила (рассказ «Локомотив искушения») с помощью голоса из снов находит в себе силы, чтобы не плыть больше по течению жизни, а принимать решения – и отвечать за свой выбор. И несчастный, одинокий и не слишком везучий Иосиф (рассказ «Ловец»), который много лет не мог «отпустить» умершую жену, вдруг встречается с девочкой-подростком, в которой живёт её душа. И юная, наивная девушка Айшат по прозвищу Тыковка устанавливает ментальный контакт с собственным потомком, что помогает ему определиться в жизни, а ей не впасть в отчаяние…

 

Всё так – и не так, как кажется на первый взгляд. Автор ведёт читателя по грани миров, позволяя увидеть жизнь глубже, чем мы привыкли заглядывать.

 

Да, собственно, и не только мы. В рассказе «Сказка о диковинных временах» говорится о далёком-предалёком будущем. Люди живут, сразу и без усилий получая всё, что им нужно, в полной безопасности, которую обеспечивает им разумный город Ёж. Он для того и создан, чтобы делать всех горожан довольными. Такая жизнь воспринимается людьми как должное, и всех устраивает. Никто не задумывается, соответствует ли подобное существование человеческой природе… Одна-единственная женщина Маша чувствует неуют. Ей почему-то хочется ребёнка. Такое простое желание! Но… выясняется, что под внешним, таким благоустроенным и продуманным миром опять скрывается бездна. Потому что, привычно войдя в роль золотой рыбки, исполняющей каждую прихоть любого жителя, город вынужден отказаться от самой идеи осчастливить и обезопасить всех.  И возвращает человечество к нормальной, не идеальной жизни: с проблемами, переживаниями и разочарованиями. Оказывается, настоящее счастье для человека вовсе не похоже на счастье орхидеи в оранжерее: мгновенного удовлетворения всех желаний недостаточно, чтобы душа оставалась живой.

 

После этого не удивляешься уже ничему. Ни переживаниям неопытного ангела-хранителя, из-за самоуверенности совершившего ошибку при выборе земного пути для юной души-Светлячка (рассказ «Молодая душа»), ни мучениям Цербера, который никак не может приспособиться к наплыву душ-виртуаломанов (рассказ «У-у, не справиться!»), ни даже тому, что простушка-продавщица Галя оказывается гарпией, а её возлюбленный – самым настоящим циклопом.

 

Потому что мир – и не только в рассказах Ирины – гораздо сложнее, чем кажется на первый и даже на сотый взгляд…

 

Опубликовано на сайте МГО СП России.

стр:
Игра случая:    Философские стихи: Лорелея