Выступление Ирины Лежава на литературном вечере "Проза жизни"  
Вернуться
Комментарии


Встречу вела поэт, прозаик, член МГО СП России Александра Крючкова.

 
22102012
 

Александра:   Я хочу пригласить на сцену потрясающую писательницу. Её книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Часто, когда начинаешь читать книгу, боишься разочароваться. Когда я прочитала книгу Ирины Лежава, которую я сейчас попрошу сюда выйти, у меня было чувство радости, радости от того, что я не разочаровалась. Ирина Лежава, здравствуйте.

Ирина, скажите, пожалуйста, эта книга, рассказы, которые Вы написали, каким образом они у Вас рождаются? Я представляла Ирину на книжной выставке на ВВЦ. В этом году у нас там была конференция “Новые лица современной литературы”.  В частности, я говорила про Ирину и задала ей вопрос, каким образом к ней приходят эти рассказы, почему она их пишет, почему именно так? Я думаю, это было бы интересно и Вам сейчас услышать.

 

Ирина:  Конечно, в книгу вошли не все мои рассказы. Но это большая часть рассказов, которые были написаны в последние годы. Я в литературе довольно давно. Первый рассказ был опубликован в 1981 году. В 1989 году вышла первая книга. Потом – распад Советского Союза и много лет без писательского труда. Вернулась три года назад. Итогом последних трёх лет и явился сборник «Так сказал Заратустра».

На первый взгляд, рассказы из нового сборника не связаны между собой, но на самом деле они связаны общей идеей. Какой? Книга называется “Так сказал Заратустра”.  Это название одного из рассказов, оно отсылает к знаменитому произведению Ницше «Так говорил Заратустра». У Ницше есть фраза: “Человек – это канат над пропастью между сверхчеловеком и животным”. Сейчас мы находимся в неустойчивом состоянии, когда человек или дорастёт до сверхчеловека, или, боюсь, рухнет в пропасть. Это и есть центральная идея книги, представляющей собой портрет эпохи, как я её вижу.

 

Александра:  При этом Вы говорили, что пытаетесь рассмотреть некоторые жизненные  ситуации на примере своих героев, правильно?

 

Ирина:  Многие герои у меня родились именно потому, что я попадала в какие-то жизненные ситуации: боялась проблемы, не понимала чего-то в современности… Сейчас всё очень быстро меняется: стремительно приходят новые знания, они влияют на поведение людей. Чтобы понять людей, надо войти в их состояние. Очень многие мои герои – это мои враги, но не я. Однако в каждом есть часть меня, иначе они не были бы живыми.

 

Александра:  Одна из отличительных особенностей того, как пишет Ирина Лежава, - у нее каждый персонаж, говорящий от собственного лица, стилистически меняется. Это замечательно, у многих этого нет, к сожалению. Ты сразу чувствуешь, что это совершенно другой персонаж,  от того, как передается его речь, как он рассказывает… Потрясающе!

Помимо этого есть ещё одна особенность.  Есть люди, которые пишут про иную реальность, и она у них – особняком. И есть особняком реальность наша, земная. У Ирины они настолько пересечены и переплетены…  Меня поражает, что Ирина пишет так, будто это что-то обыденное, будто вы включаете кран с водой утром или достаете почту из почтового ящика, или отправляетесь за хлебом в булочную. Вот идет какой-то рассказ, и вдруг – вкрапление. Между прочим проходит что-то из иной реальности. Автор не акцентирует на проявлении иной реальности как на явлении необычном.

Я бы хотела спросить, Ирина, у Вас в жизни мистические события происходили?

 

Ирина: Скажем так, родилась я очень больной, у меня был врожденный порок сердца, к девятнадцати годам его уже не находили и мне не верили, что он когда-либо был. По жизни случалось очень много ситуаций, когда я непонятно каким образом спасалась. Мне много помогают, и я хорошо чувствую связь.

 

Александра:  “Ангел я неопытный...“ Так начинается один из рассказов, и дальше идет история о том, что происходит между ангелом и теми, кто решает, куда очередную молоденькую душу определить, в какую семью, чтобы дальше у нее была определенная  судьба…  Либо там есть еще один рассказ, где описывается Цербер, от его лица всё написано... Он смотрит на какую-то непонятную душу, которая явилась туда... Ирина, Вы всё это так пишите, как будто знаете стопроцентно, что это так, и не придаете этому особого значения. Откуда Вы это знаете? Вы читали  специально какую-то литературу, или у Вас просто идёт и идёт?

 

Ирина:  Я сейчас скажу очень странную вещь – я это помню.

 

 

Александра: Вы это помните…  Вот видите, какой удивительный человек сейчас стоит на сцене перед нами!

Что касается необычности развития сюжета… Первый рассказ книги называется Ловец”. Я начинаю читать...  Описывается мужчина, уже немолодой, который является вдовцом.  Он залезает на сайт знакомств с целью познакомиться с очередной женщиной, которая  помогала бы ему каким-то образом материально. Казалось бы, что может быть в сюжете необычного дальше?

Банальная история - сейчас очень многие, даже не вдовцы, залезают на сайт знакомств, чтобы познакомиться, пусть даже не ради материальных благ, просто познакомиться с какой-нибудь женщиной. То есть сюжет вырисовывается такой, что ожидаешь: сейчас будет какая-то любовная история.

Он выложил на сайте фотографию, где он находится в комнате, у стола. Ему пишет девушка, пишет так, будто она знает о том, что у этого мужчины было связано с этим столом и той, его первой, женой. Хотя по идее она не могла этого никак знать.

И дальше начинается мистика: оказывается, эта девушка, которая ему написала, является реинкарнацией души его жены. Потом они встречаются, она узнает, что с её детьми, она дает наставления – как, что, чего… И в какой-то момент после того, как они встретились, у нее память должны забрать обратно, на следующий день она уже не будет помнить этой своей предыдущей истории жизни… Потрясающе! В тот момент, когда ты думаешь, что всё, оно будет сейчас вот так, оказывается, что нет, ничего подобного! Сюжет меняется, и очень интересно.

Меня поразил рассказ Сохрани наших сыновей, Господи!про женщину, которая пережила смерть сына в Великую Отечественную войну. Скажите, пожалуйста, были ли какие-то прототипы главных героев прежде, чем Вы это написали?

 

Ирина:  Я выросла в Тбилиси, и прототипы – оттуда. Там это классический тип – страдающая сумасшедшая мать, у меня на улице жила такая. Конечно, я много чего придумала, но я видела женщину, которая так себя вела.

 

Александра:  Описано настолько правдоподобно… Ирина писала от лица главной героини, которая начинает относиться к сумасшедшей женщине, как к матери. У меня было такое чувство, что Ирина писала про себя. Так написано - невозможно подумать, что это придумано. В этом рассказе - тоже много мистических моментов.

Я хотела бы, чтобы Ирина рассказала немного подробнее о том, как она написала рассказ Сказка о диковинных временах. Речь идет о городе, который называется “Ёж”. Этот город представляет собой некий холм, внутри которого, в замкнутом пространстве, живут люди и не выходят никогда. Я вообще не понимала, как это можно написать, как это можно придумать?! Не могу объяснить, это надо читать! Просто расскажите про идею создания, как она у Вас родилась, про этого Ежа.

 

Ирина:  Вообще-то я пыталась написать сказку для детей, но очень скоро поняла, что для детей сказки я писать не умею, потому что для них нужно писать гораздо проще.

Идея этого рассказа родилась, потому что я наблюдала, что творится с молодым поколением, которое влезло в компьютер, ушло в виртуал, потеряло связь друг с другом, потеряло связь с близкими. Было очень страшно за их будущее. У меня двое сыновей, которых я люблю, и мне не хотелось бы, чтобы они были несчастливы. Слава Богу, они не такие.

Пока писала эту вещь, я поняла, что выход всё равно найдется. Даже если залезть в глубокую-преглубокую яму, человеческая натура нас оттуда вытащит. Как раз об этом повествует рассказ.  Даже в ситуации, когда люди полностью потеряли связь с миром, их потребность в живом…

 

Александра:  В добре, да?

 

Ирина:  Да, и в труде душевном…

Самое страшное, что произошло в этом городе, – люди перестали трудиться. Им сделали рай, где они только потребляют. И, конечно, жизнь превратилась в ад. А выход – женщина начала растить пиксельного ребенка, поскольку люди уже не понимали, как рожать и растить обычных детей. Но Ёж по книгам знал, он учил главную героиню растить сына. И по дороге оказалось, что ребёнок  получился личностью гораздо более сильной, чем можно было предположить. Благодаря любви и заботе ребёнок стал живым, стал настоящим человеком и изменил жизнь всех людей в городе.

 

Александра:  Очень интересный рассказ, я вам всем советую его прочитать. В принципе, я вам всем советую купить эту книгу, она действительно замечательная. Про Цербера, который смотрит на появившуюся у его врат душу… Историю про то, как ангел молоденькую душу, которую очень любил и был её куратором на небе, вселил в новорожденную девочку. Она родилась в горах и потом вынуждена была стать смертницей. Как он переживал на небе за то, что совершил такую оплошность… Очень много интересного, необычного. Я Ирину с этой книгой поздравляю! 

Ирина была участником делегации Союза писателей на книжной выставке во Франкфурте. Сегодня я отправила её отчет для размещения на сайте по этой поездке. И интересно, что там она встретилась со своим одноклассником. Представляете, на огромнейшей франкфуртской выставке встретиться со своим одноклассником, который где сейчас живет?

 

Ирина:  В Минессоте.

 

Александра:  Представляете? Вот такие бывают случайности.

 

Ирина:  А Вы говорите: “Мистика!”...

 

Александра:  Замечательная история. Поэтому, я думаю, не случайно Вы оказались во Франкфурте. Наверное, зачем-то это было нужно.

 

Ирина:  Думаю, да. Я очень хотела туда попасть.

 

Александра:  Ирина, большое Вам спасибо!



Сборник рассказов Ирины Лежава «Так сказал Заратустра» можно приобрести в интернет магазинах "Book-Markt" и "Libex".



КАКИЕ РАССКАЗЫ ВОШЛИ В СБОРНИК?

Философская проза: Ловец

Философская проза: Локомотив искушения

Философская проза: Сохрани наших сыновей, Господи!

Философская проза: Так сказал Заратустра

Философская проза: Сказка о диковинных временах

Философская проза: Молодая душа

Философская проза: Цикл "Мифы XXI века"
стр:
Игра случая:    Философские стихи: Литературно-аристократическая печалька