Философская проза: А под мостами… Литобзор финалистов конкурса "Нереальная новелла - 2014"

  

 

Философская проза 

 

Новеллы сезона 2013 – 2014 меня удивили. Не ожидала, но подавляющая часть участников конкурса ассоциируют пропасти под мостами со смертью. Среди этой категории встречаются и откровенные ужастики, и детективы с хитроумными убийствами, и истории со сложной философской начинкой. Уровень написания новелл сильно разнится, да и по идеологической глубине они несопоставимы, поэтому разброс оценок получился большим – имеются и десятки. Однако советовала бы авторам высоко оцененных текстов обратить внимание на то, что, несмотря на все достоинства таковых, первичный импульс написания у них стандартный.


Завершая краткое введение, повторю говоренное неоднократно: здесь сформулировано мое личное читательское мнение, я не настаиваю на его полноте или объективности. Возможно, я просто не ваш читатель. И чтобы не бубнить множество раз одну и ту же фразу, напомню о нашей общей беде: большинству новелл требуется корректорская вычитка.

 

… территория смерти

 

Коршунова А.Д. Laguna negro  

Забавный винегрет из излюбленных публикой литературно-кинематографических сюжетов. Выражаясь в авторском стиле, «все смешалось в доме Облонских». Настроганными в винегрет оказались и О.Генри, и Толстой, и Булгаков с Маркесом, и Уэльс. Мистика, фантастика, социальная драма. Герои, страны, времена, вторжения, войны, революции.

Литературные аллюзии ненавязчивы – это пошло новелле в плюс, но также и в минус: текст нуждается в достаточно квалифицированном читателе, или половина запущенных автором снарядов пролетит мимо.

 

Буденкова Т.П. Серебряная голова  

Я была знакома с этим произведением раньше, поэтому не исключаю, что взгляд у меня немного замылен.

В основе сюжета потусторонняя связь главного героя и незнакомого ему умершего человека, чьи кости герой нечаянно потревожил. Повествование заставляет задуматься о том, какими корнями проросло в нашем настоящем прошлое – даже та его сокрытая часть, которая, казалось, никак не реализовалась во внешнем мире и без следа из него исчезла. Герой – маленький человек, неготовый к принятию серьезных решений, но рано или поздно начатое надо доводить до конца, и он буквально закапывает память о случившемся.

 

Минин С. Вещи, за которыми они вернулись

Романтический хоррор. Покойники встали из могил и вернулись в мир живых за вещами – символами своей взаимной любви. Главная героиня могла бы этот ужас предотвратить, если бы не собралась отдать символы в чужие руки. Но поскольку ГГ не привыкла ни о ком заботиться, получилось, будто она украла любовь близких, оставив их без посмертной защиты.

Мысль, возможно, не самая неожиданная и глубокая, однако психологическая особенность подмечена верно. И написано довольно гладко, но – да простит мне автор! – когда восставшие из могилы папа, мама и дочь забирали у героини свои вещи, я не могла избавиться от улыбки, вспоминая сказку о трех медведях. «Кто ложился на мою постель и смял её?» - разгневался папа-медведь. «Кто ложился на мою постель и смял её?» - возмутилась мама-медведица. «Кто ложился на мою постельку и сейчас лежит?» - обиделся медвежонок.

 

Андреев А.В. Некро

Хоррор назидательный. Нежить, заключившая контракт неизвестно с кем и получающая, согласно этому контракту, энергию за счет умирающих, преследует обреченного на смерть, который оказывается серийным насильником и убийцей.  Долгожданный миг насыщения наступит, когда случится естественная смерть маньяка во время изнасилования девочки. Партнер героя Шептун в нетерпении ждет, когда вместе с энергией обреченного они получат и энергию его жертвы. Однако, в отличие от Шептуна – «почему-то один из самых упорных слухов, слух о том, что самые отчаянные Шептуны – бывшие проповедники» –  бывший снайпер Некро оказывается благородным и, забив на контракт, спасает обреченную девочку.

Нехитрая центральная идея: не все грешники одинаковы, и по ту сторону смерти продолжается выбор между добром и злом. Убивающие душу (проповедники) грешнее убивающих тело (снайперов).

 

Вдовин А.Н. По ту сторону себя  

И эта новелла не без хоррора, однако ее главная идея показалась мне более интересной.

Схлестнувшиеся в гражданской войне подобны близнецам, которые обитают в едином теле и постоянно борются за доминирование. Близнецы эти придерживаются противоположных взглядов и кажутся антиподами, но на деле они две стороны одной медали – в какое одеяние не рядился бы фанатизм, суть его неизменна.

И кто бы ни победил в братоубийственной войне, вскоре победитель последует за проигравшим – разрушая общее пространство, разрушаешь себя.

 

Кривчиков К. Пять когтей енота  

Классический детектив с элементами социального обличения – несправедливость правоохранительной системы, коррупция, борьба за капитал. Богатые жаждут вечной жизни, но фиг им…

Хорошая концовка, добавляющая тривиальной истории некоторую мировоззренческую глубину.

 

Виноградов П. Цинь и Цзин  

Очень интересная новелла по далекой от меня тематике – вначале врубалась с трудом.

Центральная идея текста, как я ее понимаю, такова: любая смена власти в нашей стране сопровождается сменой духовных и культурных приоритетов и низвержением общественной системы, созданной предками.  В Китае же наоборот: общественный порядок для китайцев – непреходящая ценность, для них не имеет значения, каким путем была обретена стабильность. Без порядка нет поступательного движения вперед, технического и культурного прогресса. Но каковы границы единообразия? Может ли порядок, продуктивный для одной страны, быть продуктивным для всего мира? И будет ли он продуктивен по истечении большого промежутка времени? А может, судьба любого порядка рано или поздно быть разрушенным?

Сделать окончательный вывод автор передоверяет будущему.

 

 

Тверских А. Бес на колокольне  

Хоррор. В новелле описан трагический мир, где люди легко друг друга считывают и отсутствие внутреннего контакта с окружающими ощущают, как пустоту. Люди боятся этой пустоты и ее носителей, поэтому агрессивно ведут себя с «пустыми». Но и с «полными», открытыми нараспашку люди несчастливы – им не хватает уединенного погружения в себя. Делу могла бы помочь тонкая нить доверия, но она так легко рвется…

 

Афинский Т. Денница  

Изысканный хоррор. Наличествуют классические атрибуты – таинственный замок, заговорщики, принесение человеческой жертвы. Есть и вкрапления социальной фантастики: главный герой – дитя рыночных отношений и попадает в неприятность по недомыслию, хотя важную роль в его искушении играет жажда наживы.

Разобравшись в происходящем, ГГ с удовольствием слинял бы от заказчика, пожертвовав обещанными деньгами, но не тут-то было. Он сочувствует жертве, однако страх за себя гораздо сильнее. Примечательно, что отсутствие злого умысла не избавляет ГГ от наказания.

Интересный финал: ни одна из сторон не выиграла, ибо любая победа означала бы нарушение равновесия.

 

Ера М. Когда не в шутку занемог

Юмористический хоррор. Умирающий прадед-упырь призвал правнука, чтобы при определенных условиях завещать ему свои богатства. Благотворительностью тут и не пахло: упырь желал вселиться в тело потомка и продолжить существование. Схватка между внуком и прадедом завершилась победой молодости. Вроде бы хеппи енд, однако… Окружающим трудно понять, внук перед ними или все-таки прадед. Генетика страшная сила!

 

Ivanoff А.Н. Как Антип Стеблёв Москву спас

Мистико-приключенческая байка, написанная в стиле литературы девятнадцатого века. Никакой идеи, кроме высмеивания русского православного и государственного мифов, я не нашла. Несмотря на красочность деталей, читалось неприятно. Совершенно не мое.

 

… буруны времени

 

Сорокин А.В. Где ты, май?    

Хороший рассказ с замечательной центральной идеей: в жизни каждый ставит на свою карту и получает соответствующий выигрыш.

Написано убедительно, но поскольку я обязана искать недостатки, сделаю небольшое замечание. Текст начинается с внутреннего монолога ГГ. Тот ворчит, отчего возникает ощущение, что он немолод:

«Потертую косуху на крючок, кепку туда же, ботинки в угол, газету на кухню, чайник под кран, спички, пульт, первый канал, чайник на огонь. Гарнье, Нескафе, Опель... сегодня мы поговорим о столь немаловажном явлении, как...

Кипяток, пакетик, сахар (без жены можно и три ложки)».

Последняя фраза особенно убедительна – в определенном возрасте жены, возможно, слишком настойчиво следят за здоровьем беспечных мужей. Ведь далеко не всегда ограничения в еде – следствие придирок.

А через пару фраз я делаю неожиданное открытие: герой женат всего пять лет. Женился сразу после армии. Образ рассыпается, потом собирается вновь. 

 

Полудур О.К. Зал ожидания  

В центре новеллы любовь, которая не состоялась, потому что имела бы роковые последствия. Детективный сюжет приводит рассказчика к мистическому видению героини, в котором они оба погибают в пожаре. Герой вроде бы героиню не любил, но когда она его отвергла, оказалось, что любит. Причем вся ветка событий с новым сближением героев, расставшихся годы назад, состоялась из-за того самого мистического прозрения героини, которое их же и развело. Больше похоже на провокацию влюбленной девушки, чем на действительную мистику.

В пылу рассказа герой неоднократно называет бывшую возлюбленную девушкой, а ее отца – мужчиной, что выглядит довольно странно по отношению к близким людям:

«Не столько за преступления, сколько за отказ их совершать, впрочем, уже через полтора года мужчину амнистировали».

«- Денис, - Н.С. переходит к делу, и лицо мужчины едва заметно напрягается, - я хочу, чтобы ты поговорил с Тасей».

«Из-за этого девушка плохо училась, а потом взяла и выбрала самую неподходящую профессию, где только и надо, что говорить, - журналистику».

«Девушка поднимает руку, чтобы меня хлопнуть, затем щипается».

 

Градов И. Реки, текущие вспять

Почему во множественном числе: «реки, текущие вспять»? Ведь речь идет об одной реке – реке времени. Образ разъясняется в финале:

«...Говорят, время похоже на реку, которая иногда течет вспять. И через нее можно перебросить мост, чтобы перейти на другой берег, а потом вернуться назад. Но в одну реку все равно нельзя войти дважды...»

Финальные предложения мне понравились. Поэтично. Но если вдуматься… Время – река, через которую можно перебросить мост (вне реки) и перейти на другой берег (тоже вне реки), но «в одну реку все равно нельзя войти дважды». Переброска мостов равна вхождению в реку? Такое надо бы обосновать.

Если говорить о повествовании в целом, то, с моей точки зрения, оно больше похоже на спонтанную зарисовку, чем на продуманное произведение. Для чего кот-муза перемещает героя в иные времена? Расплачивается за кров и пищу, подвергая жизнь ничего не подозревающего писателя смертельным опасностям? Почему исчезает, не попрощавшись? Что сталось с неоконченным романом после бегства музы?

Вместо русских кавычек в тексте почему-то используются апострофы. Проблемы клавиатуры?

 

Skier. Полигон  

Глубокий и одновременно простой рассказ о том, как трудно пробиваться из прошлого в будущее. Внешне незамысловатый сюжет напоминает воздушный пирог, пропитанный подтекстом. Точно выписанные персонажи узнаваемы, но далеки от банальности.

Полигон истории всегда работает, эксперимент с человеком продолжается.

С моей точки зрения, фантастическая линия со студентом и профессором из будущего – наименее убедительна.

 

… разломы  реальности

 

Ink V. Дыши глубже

 Эта новелла точно совпала с моим мироощущением, поэтому, возможно, я ее переоцениваю.

Главное действующее лицо повествования – непреодолимая пропасть между духовной и материальной реальностями, перешагнуть через которую кажется легко, а на деле практически невозможно.

Люди и ангелы, обманываясь, падают, калечатся или погибают. Но мост между реальностями существует, его можно почувствовать, если не увидеть глазами. И ангелы, появляясь из неоткуда, беседуют с людьми, и люди помогают другим людям, спасая их от непоправимых ошибок…

 

Капустин В. Хрустальный мост через реку Хван

Новелла рассказывает о любви между несовместимыми существами. И еще о цене, которую платят, чтобы стать разумными (в контексте новеллы – цивилизованными). Интересная постановка вопроса, облаченная в добротную образную ткань. Выразительная концовка.

Чего-то мне в этом тексте не хватило, даже трудно сформулировать чего. Возможно, трагизма, который предполагается сюжетом. Или наоборот, чуда, которое перевернуло бы сюжет с ног на голову. И дерево, которое до глубины души вжилось в роль девушки, все-таки девушкой не является, а значит, герой влюблен в свою фантазию, а не в реальную партнершу. Если подумать, просто встретились два одиночества… (с)

Словом, чуть-чуть недотянуто – потенциал произведения позволяет, чтобы оно прозвучало сильнее.

 

Даймар С. Дед Пыхарь и звезды

Куда плоскому миру Терри Прачетта до абсурдности жизни в русской глубинке! Но даже в этом престранном месте мечты обязательно должны сбываться – если не внутри земного существования, то хотя бы за его пределами.

Новелла написана сочным языком, с яркими запоминающимися деталями. В тексте мне чуть-чуть не хватило интриги, преодоления ГГ своих возможностей. Где рефлексия или хотя бы кульминация с катарсисом? Хотя, возможно, жанр к подобным литературным изыскам не располагает.

 

Прудков. Модуль жизни

Сатирический эпопея об олигархе, который хотел купить долгую жизнь, а в результате стал носителем чужого мозгового модуля  - то есть уступил тело чужому сознанию.  И все это потому, что  «каждое отклонение от некоей нормы поведения, установленной главным разработчиком (Творцом – И.Л.), оценивается как ошибка. Если же суммарное количество ошибок превысит некую критическую величину, то происходит крах всей системы». 

Местами забавно, но уж слишком часто высмеивается в литературе вечная жизнь для богатых.

 

Керлис П. Разговор с птицами  

Симпатично написанный текст, но, к сожалению, полностью лишенный русской темы. Правило есть правило, и я вынуждена была снизить оценку. 

Центральная идея: мир многослоен. Являясь единством, он представляет собой, тем не менее, сочетание разных миров. Поэтому духовным сущностям можно не сражаться за доминирование над целым – достаточно разойтись по отдельным нишам, и можно будет развиваться, не мешая друг другу. Каждая по-своему обогатит жизнь.

 

Ковалевская А.В. Ходить строго по очереди

К этой новелле у меня возникли идеологические претензии. Ангел и демон играют с человеческими душами  - и это вызывает оторопь. С демоном все понятно, он соперничает и забавляется, но рассказчик-то ангел, и ангел, повествуя о схватке,  употребляет выражения типа «игровое поле», «фигуры двигаются, игра продолжается». Подчеркну, речь идет не о поле битвы, которое есть сердца людей, но о поле игры. Согласно тексту, кто-то ввел новые правила – сложные для демона, но не для его оппонента. Какие новые правила? Кто подсуживает одному из игроков? Неужели Господь?

Второй стержневой образ новеллы: мост над пропастью есть путь от добра к злу, и ступивший на него вряд ли вернется. Получается, что все ходы игроков совершаются на территории ангела, точнее, на территории света. Почему такая асимметричность?

Нравственный облик главной героини тоже вызывает вопросы: она трудится в три смены, чтобы побыстрее обустроить жилье для себя и детей, но при этом дети у нее недокормлены и находятся одни дома. Из-за голодной слабости они лишаются танцевальной студии, которая могла бы принести девочкам радость и даже одарить будущей профессией. Ангел считает жизненные приоритеты ГГ нравственными, я бы сказала, что они весьма сомнительны: из недокормленных детей вырастают больные взрослые, к тому же дети, оставленные без присмотра, или совсем не вырастают, или калечатся физически и духовно. Лучше бы героиня не спешила выбраться из ямы нищеты, но, пребывая в яме, толкала детей наверх. Работая на стратегически привлекательную идею будущего материального благополучия, она закладывает под нее бомбу. Именно такими благими намерения и вымощена дорога в ад.

Теперь о центральном выборе ГГ, благодаря которому она удалилась «от перекрестка вглубь светлого поля». Женщина отказалась отдаться мужчине за пакет продуктов, потому что даже голодная она «ОЧЕНЬ ДОРОГАЯ ЖЕНЩИНА» (таким шрифтом набрано у автора). Получается, что Сонечка Мармеладова Достоевского – дешевка? Или такова несчастная баба из рассказа Бабеля, которая, чтобы накормить умирающих от голода детей, пыталась обслужить слишком много солдат подряд и не выдержала нагрузки? Между прочим, солдаты ей сочувствовали и признавали достойной уважения.

 

… трещины в отношениях

 

Альтс Г. Неконфликтная группа  

Новелла  интересна по замыслу – не героями, но идейным парадоксом. В изолированных группах людей возникает непростая психологическая проблема: усталость от однообразного существования плавит мозг, члены группы впадают в агрессию, в результате чего могут покалечиться или даже погибнуть. Погасить агрессию невозможно, проблема кажется неразрешимой, но… Клин клином вышибают! Агрессию можно перенаправить – игра в войну может заместить реальное столкновение.

Основной недостаток представленного текста – язык. Он чрезвычайно сложен и лишен стройности. Образно говоря, скрежещет. Поначалу мне приходилось по нескольку раз читать фразу, чтобы понять смысл. Потом я привыкла, и пошло легче. В качестве примера приведу текст:

«Всех рек и ручьев Чучхека Гаммы, сложенных вместе, не хватило бы, чтобы намочить реявшее над ним промасленное шерстяное полотнище. Которое к тому же немыслимым образом смердело от зноя, так что викингам приходилось постоянно терпеть прогорклую вонь у себя на судне».

С моей точки зрения, начинать  фразу со слова «которое» - нонсенс, ведь, согласно правилам орфографии, оно присоединяет к главной части предложения его подчиненную часть, то есть априори не может быть подлежащим обособленного предложения. Кроме того, мы еще ничего не знаем о викингах Чучхека, и нам совершенно непонятно, почему они таскают в качестве флага промасленное шерстяное полотнище. Деталь ничего, кроме недоумения не вызывает.

 

Аноним. Настоящее продолженное

Если честно, это произведение оказалось для меня слишком сложным. Оно построено на литературных аллюзиях  и отсылает к англоязычному роману Набокова «Ада», который я не читала.

Скажу лишь о том, что сумела понять. Заявленное название вполне оправдано: описанное действие совершается в настоящем и никогда не станет прошлым. Эмоциональный посыл героя ходит по кругу, открывая все новые грани потерянной любви. По большому счету, все равно, бросила ли героя любимая девушка, чтобы выйти замуж, или умерла вдали от него, запретна ли любовь молодых людей или разрешена обществом, встретились ли влюбленные после разлуки или герой только мечтает о встрече. Внешние события – условность, способная оттенить настоящее продолженное время внутри героя, и ею легко пренебречь.

 

Батлер О.В. Сердце Севесей

Не хоррор, если не считать таковым поэтическое переживание двадцати семи лет несчастливого брака. Муж изменял, жена сатанела. После гибели чувств оба все более погружались в состояние раздражения и пустоты. А ведь Земля жива только благодаря сердцу Севесей – средоточию любви ее жителей. ГГ понял это слишком поздно.

Интересных для себя идей в этом тексте я не нашла.

 

Жмакин А.И. Вот придёт злобный тролль

Трагифарс  о жизни общества, члены которого должны соответствовать некому установленному стандарту. Не вписавшихся изымают соответствующие органы и девают непонятно куда. Даже законы природы оборачиваются против несчастных:  работяга-тролль погибает от кошачьих микробов, безопасных для человека. Место работяги занимает наглый лентяй и убийца, только и умеющий, что мурлыкать, требуя внимания и еды. Хозяйство в подобном обществе постепенно приходит в упадок, но это никого не волнует.

На мой вкус, тема решена слишком в лоб, но, в общем, написано неплохо.

 

 

Философская проза Ирины Лежава. Что почитать: