Рецензия на книгу Ирины Лежава Татьяны Гржибовской  
Вернуться
Комментарии

 

Татьяна Гржибовская, поэт, прозаик, член МГО Союза писателей России

 

«Бурлящий поток диковинных ярких идей уносил её от самой себя». Эта цитата из рассказа «Так сказал Заратустра», давшего название всему сборнику, наилучшим образом отражает уникальную манеру творчества писателя Ирины Лежавы.

 

Книга состоит из двух частей. Первая часть «Ловец» включает четыре рассказа: «Ловец», «Локомотив искушения», «Сохрани наших сыновей, Господи!», «Так сказал Заратустра». Совершенно разные и непохожие ничем рассказы объединяет одно: проблема выбора, которая возникает у человека на жизненном пути. Идея не нова – стоит только вспомнить русские сказки: «пойдёшь налево… пойдёшь направо…» Но как свежо подаётся она у Ирины Лежавы!

 

«Ловец» крутится на сайте знакомств с целью заработать. «Мечта пристроиться в помощники-любовники к состоявшейся даме грела Ловца». А находит он… «неправдоподобное подобие покойной жены», что заставляет главного героя переосмыслить всю свою жизнь.

 

Героиня рассказа «Локомотив искушения» Мила в смятенье: чтобы закончить строительство «дворца с…стеклопакетами и австрийской ванной» нужны её столичные заработки, а заболевшей маме – её присутствие и уход. Ответ на мучительные вопросы приходит во сне. В самый «безнадёжный момент» между Милой и небом происходит диалог. «Я принимаю решение. Даже если оно ошибка», – говорит Мила. На что небо ей отвечает: «Это и есть путь человека. Только вы люди, стараетесь уклониться».

 

Рассказ «Сохрани наших сыновей, Господи» – исповедь матери перед сыном, называющим себя «русским фашистом». Исповедь – как последнее средство матери во спасение сына, ставшего на путь духовной гибели.

 

Совсем по-другому складываются отношения между поколениями в рассказе «Так сказал Заратустра». «Если с тобой происходит чудо – то, чего, по-твоему, не бывает, – значит, открыт коридор возможностей и надо немедленно действовать» Так просвещает свою юную прабабку потомок, отыскавшийся через «каналы родовой связи».

 

Вторая часть книги – «Диковинные времена». В неё вошли «Сказка» об этих самых временах и рассказы: «Молодая душа», «У-у, не справиться», «Аномалия», «Круглоглазик». Читатель окунётся в непростую жизнь диковинного города Еж, цель которого – «безоблачное счастье горожан», города, в котором люди «как друг друга любить, забыли», поэтому единственный ребёнок рождается по компьютерной программе и состоит из пикселей.

 

Не менее диковинная история о «Молодой душе» – первом опыте неопытного ангела в деле «чрезвычайной важности: молодые души учить добру и к земной скорби готовить – подбирать им родителей, время зачатия, выявлять склонности, толковать судьбу». Оказывается, бывает, ангелы не справляются «с особой ангельской службой»…

 

Герой рассказа «У-у, не справиться!» – Цербер, «последний форпост между бытием и небытием» – сбит с толку: «новоприбывшая» не пахнет «ни прожитой жизнью…ни обретённой… смертью». А всё потому, что хозяин тени «переиграл в виртуале».

 

Головокружителен рассказ «Аномалия» – «монолог в кружении теней». Героини «…мужний заместитель… откопал на Дальнем Востоке бабку, через которую инопланетяне посылают человечеству детей индиго». Читая рассказ, трудно понять, где находишься – в реальности или уже за её пределами.

 

О превратностях любви повествует героиня рассказа «Круглоглазик». Угораздит влюбиться в такого вот «Круглоглазика», как угораздило героиню: «Лучше б я этого не делала: мир ушёл у меня из-под ног. …Жизнь эта перестала быть моею». Недолго и в гарпию превратиться – «полуженщину-полуптицу».

 

Рассказы Ирины Лежавы многослойны, метафоричны и красочны. О серьёзных глубоких вещах Ирина Лежава пишет с тонкой иронией на лёгком дыхании, языком понятным и, в то же время, богатым броскими запоминающимися образами, поразительными сравнениями. Непредсказуемость поворота событий – ещё одно безусловное достоинство стиля писательницы. Заряд энергии души автора держит от первой прочитанной строчки до последнего слова каждого рассказа, а потом заставляет мысленно возвращаться к прочитанному, чтобы постигнуть заложенные автором смыслы, наслаждаться вкусом метких фраз и оборотов. И ещё один секрет у этой книги. Все герои рассказов изначально не очень-то счастливы. «…Мы инстинктивно сторонимся несчастливых людей», – замечает автор в одном из рассказов. Но мастерство Ирины Лежавы переворачивает ситуацию в корне – у неё всегда есть свет в конце тоннеля! Это дар настоящего писателя. Вряд ли можно найти подобное – по-настоящему художественное – произведение среди книжных новинок последних лет.

 

 
 
стр:
Игра случая:    Философские стихи: Накануне двенадцатого года