Философская проза: Духовно-социальный парадокс человечества-2  
Вернуться
Комментарии
 

Философская проза

 

 

Начало здесь:

Философская проза: Духовно-социальный парадокс человечества-1 

 

 

Ну и как нам, людям, справиться с нравственной неразберихой, когда житейский здравый смысл оказывается в конфронтации с духовными принципами? Завернуться обиженно в саван и всем миром шагать на кладбище? Обвинить в преступном разгильдяйстве Творца, создавшего бракованный мир, где исполнение Его же наказов вредно и опасно?

 

Душа не позволит верующему человеку углубиться в проработку подобного сценария. Поэтому собираемся с силами, погружаемся в себя – чтобы убедиться в неиссякаемости своего доверия к Творцу – и приступаем к очередному внимательному обдумыванию парадокса…

 

Речь в этих заметках идёт не об уголовном праве, которое является плодом социальной мысли и давно умеет различать мотивировки и сопутствующие убийству обстоятельства. Уголовное право нацелено на сохранение порядка в обществе сегодня, а не на качество его бытия вообще. Оно представляет собой, если можно так выразиться, метод тактического маневрирования государства в целях удержания общественного равновесия.

 

С нравственным императивом всё гораздо сложнее. На нём, как на краеугольном камне, покоятся наши представления о Высших вселенских законах. Он идеал и, как любой из идеалов, направляет вектор личного и общественного развития. Нравственный императив предлагает проект будущего, к которому человечество испокон веков стремится и, значит, движется. Лишившись цели, общество неизбежно погрязнет в текучке сиюминутных желаний и забудет, зачем существует. К сожалению, с отдельными людьми такое случается довольно часто. Не избегла идеологического кризиса и современная интеллектуальная элита. Не в слабом ли нашем осознании, что отчаянное стремление к недостижимому является топливом, движущей силой жизнетворчества, кроется причина сегодняшнего морального разброда?

 

Духовные и социальные принципы не могут и не должны совпадать, потому что работают с разным типом задач: социальная логика обслуживает ближнюю тактику, духовная – дальнюю стратегию. Чтобы разобраться в особенностях их взаимодействия, нелишне вспомнить школьную физику: ток в электрической цепи возникает при наличии в ней разности потенциалов – то есть тогда, когда система находится в неравновесном состоянии. Так и напряжение, которое мы испытываем, попав между жерновами духовной и социальной логики, приводит нас во внутреннее движение. Не сумеем его вытерпеть, сбросим в эмоциональном выплеске – и наше видение мира останется статичным. А если безответственно отнесёмся к принятию каждодневных решений, позволим ситуации нами управлять, то и вовсе перестанем развиваться, избегнув, правда, при этом болезненных мук жизнетворчества.

 

Усилие по преодолению социальной логики рождает в нас энергию совершенствования духа, тогда как отказ от личного светлого будущего ради сегодняшнего благополучия близких, то есть альтруистическое усилие по преодолению духовной логики неизбежно обогатит пониманием ценности бытия. Чтобы выжить и не потерять импульс к развитию, человеку необходимо сочетать в подсознании обе логики и, балансируя, точно на двух ногах, выбирать в каждой ситуации непривычное сочетание приоритетов.

 

Жизнетворчество предполагает создание людьми новых моделей существования. Оно невозможно, если тот, кому положено творить, щадит себя и без раздумий следует давно наработанным инстинктам.



Продолжение следует:

Философская проза: Духовно-социальный парадокс человечества-3

 

 

Философская проза Ирины Лежава. Что еще почитать:

Философская проза: О духе и душе

Философская проза: Размышление о...

Философская проза: Самоубийство в разных культурах

стр:
Игра случая:    Философские стихи: Злоба дня